Сейчас на Окинаве существует лишь одна фамильная школа боевого староокинавского каратэ и кобудо - «Синдо-рю» (ее название можно перевести как «Школа истинного пути»), возглавляемая 68-летним Сэнсеем Ханаширо Найто.
Отличительная черта школы «Синдо-рю» - проведение боев в полный контакт, без каких-либо защитных приспособлений, по традиционным староокинавским правилам поединка «ури куми го», по которым запрещенными являются только удары по глазам и разрешается любая техника. Делается это потому, что только жесткий, реальный поединок позволяет по-настоящему оценить эффективность усвоенной на тренировках техники и проверить силу духа бойцов. Для того чтобы избежать травм, применяются специальные методики подготовки, разработанные в течение столетий и позволяющие ученикам через полтора-два года тренировок успешно участвовать в таких поединках без ущерба для своего здоровья. Причем методики не получают широкого распространения и практически неизвестны даже знатокам боевых искусств, так как это основное богатство эзотерической системы фамильной школы.
Глава школы Ханаширо Найто всячески препятствует широкому распространению окинаватэ, желая сохранить чистоту стиля. Вот как он это объясняет:
«Сейчас уже ни для кого не секрет, что легализация каратэ и его широкое распространение началось только в ХХ веке, благодаря усилиям нескольких окинавских мастеров - Гичина Фунакоши, Мабуни Кенва, Мияги Тедзюна. Странно только, что за всю историю развития каратэ на Окинаве - а это, по самым скромным подсчетам, не менее семисот лет - «великих» мастеров упоминается не более двух десятков, а за последние пятьдесят лет количество людей, претендующих на это звание (8-й дан и выше), уже превысило тысячи. Видя это, около двадцати пяти лет назад Федерация Окинава-тэ приняла решение, запрещающее производство учебных фильмов и книг по направлению окинаватэ, также посторонним запрещено присутствовать на тренировках в школе. Думаю, хотя бы таким образом мы сможем сохранить чистоту окинаватэ...»
В истории развития староокинавского каратэ выделяется пять основных периодов:
До 1372 года искусство Окинава тэ и Кобудо развивается как классический вид окинавского единоборства.
Торговые отношения между Окинавой и Китаем существовали в течение нескольких столетий. В 1372 году происходит событие оказавшее огромнейшее влияние не только на развитие Окинава тэ, но и на всю историю Окинавы. Император Окинавы Сатто добровольно соглашается стать вассалом Китая. По китайским законам того времени товары произведенные в странах, являющихся протекторатом Китая, не облагались пошлинами. Китай также был обязан в случае войны защищать страны, находящиеся под его покровительством. Делегация Окинавы подписала в Пекине договор с императором Ханг Ву Тай (династия Мин).
В 1393 году происходит "санье року сэй" - "тридцать шесть семей". Большая группа китайцев основывает на Окинаве Куми мурэ - поселение недалеко от города Наха. Выражение "тридцать шесть семей" не означает количество переселенцев, в средневековом Китае этот иероглиф обозначал большую группу людей. Переселенцы приехали не как завоеватели. Среди них были художники, ремесленники, мореплаватели. Они обучали окинавцев китайской письменности, образованию, искусству. Среди них была большая группа людей, владевших цюань фа (китайские системы боя) . Молодежь с удовольствием начинает изучать новый вид боевого искусства. Именно в те годы начинается соединение цюань фа и то дэ (окинавские боевые искусства), в результате которого возникло староокинавское каратэ - боевое искуство, равного которому нет. Протекторат Китая над Окинавой продолжался более 200 лет. Китайская императорская династия не вмешивалась во внутренние дела Окинавы. Сотрудничество с Китаем принесло на Окинаву передовые на тот момент системы образования, экономики, возможность активной торговли. Окинавские императоры посылали своих дипломатов, правительственных чиновников учиться в Китай.
К 1600 году династия Мин повержена. Китай захвачен монгольскими завоевателями. Этим решил воспользоваться глава южно-японского клана Сацума, Шимадзу Иехтса. С разрешения японского императора, с 3-мя тысячами самураев вооруженных пушками, на ста кораблях осуществил захват Окинавы. Император Окинавы Се Ней был низложен. Небольшая группа верных императору людей открыто выступила против Сацума. Их схватили и приговорли к смерти. На кострах установили несколько огромных котлов с кипящей водой и бросили их туда живыми. Окинавцы, наблюдавшие за казнью, создали символ - три закручиваюшихся капли в середине круга который напоминал им воронку, образовывающуюся в котле с кипятком в тот момент когда туда бросали человека. "Хидари гомон" стал символом борьбы жителей Окинавы против японских самураев, а впоследствии символом Окинава тэ. Это был конец Окинавской независимости и начало сложного покорения архипелага Рюкю. (Подробнее раздел История - оккупация Японией).
В 1875 году заканчивается официальная оккупация клана Сацума. Окинава признается составной частью Японии, а ее население приобретает все гражданские права и свободы. Примерно в это же время искусство Окинава тэ приобретает современные очертания.